Создание материалов PISA
Руководство по генерации заданий для развития функциональной грамотности по методологии PISA
Программа международной оценки учащихся PISA
PISA (Programme for International Student Assessment) — это международное исследование, оценивающее функциональную грамотность 15-летних учащихся.
Основные направления PISA:
- • Читательская грамотность
- • Математическая грамотность
- • Естественнонаучная грамотность
- • Финансовая грамотность
- • Глобальные компетенции
Ключевые особенности:
- • Практико-ориентированные задачи
- • Жизненные ситуации
- • Комплексные кейсы
- • Критическое мышление
- • Применение знаний
Направления функциональной грамотности
Читательская грамотность
Способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них для достижения целей, расширения знаний и участия в социальной жизни.
Когнитивные процессы:
Поиск и выбор релевантной информации
Понимание связей между частями текста
Критический анализ содержания
Типы текстов:
Математическая грамотность
Способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Математические процессы:
Перевод задачи в математическую форму
Использование математических методов
Осмысление результатов
Контексты:
Естественнонаучная грамотность
Способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы для понимания окружающего мира и изменений, вносимых в него человеком.
Компетенции:
Объяснение явлений научно
Оценка и планирование научных исследований
Научная интерпретация данных
Области знаний:
Создание заданий PISA в aiTalim
Выбор направления грамотности
Выберите тип функциональной грамотности и настройте параметры создания заданий.
Читательская
Работа с текстами
Математическая
Решение жизненных задач
Естественнонаучная
Научные явления
Настройка параметров
Уровень сложности:
Контекст задания:
Количество заданий:
Тематическая область:
Структура кейса PISA
Задания PISA организованы в виде кейсов - комплексных ситуаций из реальной жизни.
1. Стимульный материал
Описание реальной ситуации, включающее тексты, графики, таблицы, изображения
2. Серия вопросов
3-7 связанных вопросов разного типа и уровня сложности к данной ситуации
3. Критерии оценивания
Подробные рубрики для оценки ответов с примерами правильных и частично правильных решений
Типы вопросов PISA
Множественный выбор
Выбор одного правильного ответа из нескольких вариантов
Комплексный множественный выбор
Выбор нескольких правильных ответов или верно/неверно
Сопоставление
Установление соответствий между элементами
Краткий ответ
Числовое значение, слово или короткая фраза
Развернутый ответ
Подробное объяснение решения или рассуждения
Перетаскивание
Интерактивные задания с перемещением элементов
Примеры заданий PISA
Читательская грамотность: "Новости в интернете"
Стимул: Статья о распространении фейковых новостей в социальных сетях
Вопрос 1: Какова основная цель автора статьи? (множественный выбор)
Вопрос 2: Объясните, почему автор считает важным проверять источники информации (развернутый ответ)
Математическая грамотность: "Планирование бюджета"
Стимул: Таблица доходов и расходов семьи, диаграмма распределения расходов
Вопрос 1: Сколько процентов бюджета тратится на еду? (краткий ответ)
Вопрос 2: Семья хочет сэкономить 15% бюджета. Какие рекомендации вы дадите? (развернутый ответ)