Инструкции

Подробное руководство

Создание материалов PISA

Руководство по генерации заданий для развития функциональной грамотности по методологии PISA

Программа международной оценки учащихся PISA

PISA (Programme for International Student Assessment) — это международное исследование, оценивающее функциональную грамотность 15-летних учащихся.

Основные направления PISA:

  • • Читательская грамотность
  • • Математическая грамотность
  • • Естественнонаучная грамотность
  • • Финансовая грамотность
  • • Глобальные компетенции

Ключевые особенности:

  • • Практико-ориентированные задачи
  • • Жизненные ситуации
  • • Комплексные кейсы
  • • Критическое мышление
  • • Применение знаний

Направления функциональной грамотности

📖

Читательская грамотность

Способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них для достижения целей, расширения знаний и участия в социальной жизни.

Когнитивные процессы:

Извлечение информации
Поиск и выбор релевантной информации
Интеграция и интерпретация
Понимание связей между частями текста
Осмысление и оценка
Критический анализ содержания

Типы текстов:

• Сплошные тексты (рассказы, статьи)
• Несплошные тексты (таблицы, диаграммы)
• Смешанные тексты
• Множественные тексты
• Интерактивные тексты
📊

Математическая грамотность

Способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Математические процессы:

Формулирование
Перевод задачи в математическую форму
Применение
Использование математических методов
Интерпретация
Осмысление результатов

Контексты:

• Личная жизнь
• Профессиональная деятельность
• Общественная жизнь
• Научная деятельность
🔬

Естественнонаучная грамотность

Способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы для понимания окружающего мира и изменений, вносимых в него человеком.

Компетенции:

Научное объяснение
Объяснение явлений научно
Планирование исследования
Оценка и планирование научных исследований
Интерпретация данных
Научная интерпретация данных

Области знаний:

• Физические системы
• Живые системы
• Земля и космические системы
• Технологические системы

Создание заданий PISA в aiTalim

1

Выбор направления грамотности

Выберите тип функциональной грамотности и настройте параметры создания заданий.

📖

Читательская

Работа с текстами

📊

Математическая

Решение жизненных задач

🔬

Естественнонаучная

Научные явления

2

Настройка параметров

Уровень сложности:

Контекст задания:

Количество заданий:

Тематическая область:

3

Структура кейса PISA

Задания PISA организованы в виде кейсов - комплексных ситуаций из реальной жизни.

1. Стимульный материал

Описание реальной ситуации, включающее тексты, графики, таблицы, изображения

2. Серия вопросов

3-7 связанных вопросов разного типа и уровня сложности к данной ситуации

3. Критерии оценивания

Подробные рубрики для оценки ответов с примерами правильных и частично правильных решений

4

Типы вопросов PISA

Множественный выбор

Выбор одного правильного ответа из нескольких вариантов

Комплексный множественный выбор

Выбор нескольких правильных ответов или верно/неверно

Сопоставление

Установление соответствий между элементами

Краткий ответ

Числовое значение, слово или короткая фраза

Развернутый ответ

Подробное объяснение решения или рассуждения

Перетаскивание

Интерактивные задания с перемещением элементов

Примеры заданий PISA

Читательская грамотность: "Новости в интернете"

Стимул: Статья о распространении фейковых новостей в социальных сетях

Вопрос 1: Какова основная цель автора статьи? (множественный выбор)

Вопрос 2: Объясните, почему автор считает важным проверять источники информации (развернутый ответ)

Математическая грамотность: "Планирование бюджета"

Стимул: Таблица доходов и расходов семьи, диаграмма распределения расходов

Вопрос 1: Сколько процентов бюджета тратится на еду? (краткий ответ)

Вопрос 2: Семья хочет сэкономить 15% бюджета. Какие рекомендации вы дадите? (развернутый ответ)

Особенности оценивания PISA

Уровни достижений:

• Уровень 6: Продвинутый (менее 1%)
• Уровень 5: Высокий (около 7%)
• Уровень 4: Выше среднего (около 15%)
• Уровень 3: Средний (около 23%)
• Уровень 2: Базовый (около 25%)
• Уровень 1: Низкий (около 15%)

Критерии оценки:

• Полностью правильно (2 балла)
• Частично правильно (1 балл)
• Неправильно (0 баллов)
• Нет ответа (пропуск)

Рекомендации по применению

Интеграция в учебный процесс: используйте задания PISA как дополнение к основной программе
Развитие критического мышления: обсуждайте с учениками разные подходы к решению
Междисциплинарность: показывайте связи между предметами через комплексные кейсы
Подготовка к жизни: акцентируйте практическую применимость знаний